Скорая помощь

Рак молочной железы

В последнее время рак молочной железы занимает одно из лидирующих мест по частоте среди других онкологических заболеваний.

Не секрет, что само слово "рак", а уж тем более, если оно касается репродуктивных органов, у многих женщин вызывает панический страх.

- Да, к сожалению, этот страх пробуждает отнюдь не ту реакцию, которая должна иметь место. Многие пациентки не торопятся обратиться к врачу, даже когда для этого есть серьезные основания. Чаще всего это происходит из-за боязни услышать страшный диагноз. Но от болезни не скроешься, спрятав голову, подобно страусу, в песок. Лишь немногие женщины обследуются регулярно. Но женщины не имеют права безответственно относиться к своему здоровью. Ведь здоровье женщины - это и благополучие ее детей, семьи, родных и близких.

Насколько часто встречаются онкологические заболевания молочных желез?

- Опыт работы показывает, что злокачественные процессы диагностируются лишь у 2-3% женщин, обратившихся для обследования. У большинства выявляются различные формы гиперплазии молочных желез, при которых назначается лечение, снимающее большинство проблем, и пациентки с хорошим настроением возвращаются к своим повседневным делам. В нашей клинике для выявления ранних форм заболеваний молочной железы создана программа регулярных профилактических осмотров. Основную патологию молочных желез составляют доброкачественные заболевания неонкологической природы. Частота их выявления также в последние годы увеличивается.

С чем связано возникновение таких патологических процессов в молочных железах?

- Прежде всего, с изменением репродуктивного поведения женщин: когда-то женщины рожали по 6-10 детей, всех их кормили грудью. Вспомните, ваши бабушки наверняка скажут вам, что раньше было нормой кормление грудью ребенка до 3 лет. При этом гормональная система работала совершенно в иных режимах - отсутствовал прессинг гормонов на молочные железы. А сейчас редкие семьи могут похвастаться тем, что имеют больше двух детей, чаще - это один ребенок или ни одного. Поэтому снижение рождаемости является одним из факторов риска заболевания молочных желез. Женщины очень мало кормят грудью. И это связано не столько с отсутствием молока и боязнью испортить фигуру, сколько с ленью молодых мам. И невостребованная железа "мстит" развитием заболевания.

Перечислим другие факторы риска развития заболеваний молочных желез:
Увеличилось число абортов. Ученые установили, что ранний первый аборт, проведенный до 17 лет, увеличивает риск заболевания раком груди в несколько раз!
Наследственный фактор (наличие доброкачественных и злокачественных новообразований у родственниц по материнской линии).
Ожирение. Известно, что при сочетании ожирения с диабетом и артериальной гипертензией риск рака молочных желез повышается втрое.
Женское одиночество, отсутствие стойких семейных отношений, нерегулярные половые отношения - все это способствует развитию патологических процессов в груди.
Поздние первые роды, раннее начало менструаций, поздний климакс.
Общая экологическая обстановка, социальные потрясения тоже не помогают здоровью.
Стресс влияет на гормональный статус организма, а он, в свою очередь, провоцирует патологические процессы в молочной железе.
Травмы молочной железы.
К группе риска также относятся женщины после 40 лет, когда меняется гормональный фон. Чем старше женщина, тем выше риск заболеть раком молочной железы. После 60 лет риск достаточно высок, но сам процесс роста опухоли идет значительно медленнее, чем у молодых.
И наконец, к группе повышенного риска относятся женщины с фиброаденомами, кистами, особенно множественными внутрипротоковыми заболеваниями молочных желез.

Что же делать? Ведь устранить все факторы риска в настоящее время невозможно. Не заставим же мы всех женщин сейчас, к примеру, срочно рожать по 5-10 детей, не говоря уже о том, что нереально мгновенно улучшить экологическую обстановку.

- Конечно нет. Но есть реальная возможность повлиять на течение заболевания, вовремя обнаружив его. Профилактический осмотр - существенный шанс для этого. Он дает возможность специалистам излечить женщину, более чем в 90 % случаев, применяя при доброкачественных процессах медикаментозное лечение, а при раке - щадящие методы хирургического лечения с сохранением молочной железы.

Однако диагностировать заболевания молочной железы на ранних стадиях могут только специалисты: маммологи, онкологи, рентгенологи, врачи по ультразвуковой диагностике, гинекологи, эндокринологи, хирурги, цитологи. При этом учитывается, что никто не знает состояние молочных желез лучше, чем сама женщина, овладевшая методикой самообследования.

Женщины действительно способны себя обследовать: из 10 выявленных в молочной железе изменений 9 обнаруживают сами женщины. Поэтому женщина, умеющая правильно провести самодиагностику молочных желез, уже вооружена против рака!