Top.Mail.Ru
logo
Личный кабинет

«Прививка» от подросткового возраста.

Сегодня очень часто в СМИ мы видим сюжеты про детей подросткового возраста, которые совершают преступления, акты агрессии, направленные на окружающих и на себя. Если проанализировать эти поступки, становится понятно, что это не сиюминутное решение. Ребенок до этого дошел. Какие события были триггерами? Можно ли было это предотвратить? Кажется, мы не слышим, о чем кричат нам наши взрослые дети…

Подростковый период это возраст трансформации: ребенок не может лечь вечером спать маленьким, а утром встать уже взрослым. Необходимо время, чтобы произошли перемены как в физическом, эмоциональном и личностном планах. Трансформируется не только ребенок, но и его ближайшее окружение: родители, педагоги, которым тоже нужно успеть приобрести новые навыки взаимодействия с подростками. Участие родителей в жизни ребенка не заканчивается там, где ребенку уже не нужна помощь в удовлетворении минимальных потребностей: в еде, воде, тепле. Для существования в современном обществе этого мало. На взрослых лежит большая ответственность и за удовлетворение других, более высших, потребностей своих детей: в заботе, любви, поддержке. Как говориться: «Свято место пусто не бывает», если близкие люди не удовлетворяют высшие потребности, то находятся другие люди, которые это делают, используя детей в собственных интересах. В социальных сетях сегодня имеют большое распространение различные группы, в которых детей привлекают к противоправным действиям, маскируя это благими целями.

Ко мне очень часто на прием приходят семьи с детьми подросткового возраста. Жалобы родителей примерно одинаковые: на плохое поведение дома и в школе. Когда я разговариваю с ребенком, как правило, диагностирую заниженную самооценку, неуверенность в себе, сложности в понимании собственных эмоций и чувств, своего места в мире. На индивидуальной терапии передо мной остается маленький ребенок, который напуган, ему страшно быть взрослым, брать ответственность за свои поступки, он пытается защититься от агрессивного мира, который предъявляет к нему непосильные требования, разными доступными способами. Ребенок к этому не готов. Моя задача помочь ребенку стать взрослым: дать ресурсы для процесса взросления, сформировать здоровые психологические защиты, быть успешным в предпочитаемом виде деятельности.

Можно ли как то смягчить пубертатный период? Подготовка к нему должна быть еще с дошкольного возраста. Задача родителей разглядеть таланты своего ребенка и создать условия для их реализации. Для формирования адекватной самооценки ребенку необходимо заниматься интересным для него делом, в котором он успешен. Важно не пропустить возраст, когда ребенок готов брать на себя ответственность за свои поступки и обязанности. Для этого нужно формировать самостоятельность, доверять его мнению, не обесценивать его достижения и увлечения.

Э. Бомбек, писательница и журналист, сказала: « Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда меньше всего ее заслуживает». Становится понятно, о чем хотят сказать наши дети своими поступками.